ГВЭ-9 по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) 2016 г.
Структура и содержание экзаменационной работы
Вариант экзаменационной работы включает в себя 13 заданий и состоит из трех частей.
Часть 1 содержит 6 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.
Часть 2 состоит из 6 заданий с кратким ответом в виде цифры, набора цифр или набора букв.
Часть 3 содержит одно задание, которое выполняется на компьютере в среде электронных таблиц.
В работу включены задания из всех разделов, изучаемых в курсе информатики и ИКТ.
Содержанием экзаменационной работы охватывается основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ. Содержание работы достаточно для того, чтобы установить уровень достижения требований государственных образовательных стандартов.
Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе информатики. В таблице 1 приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса.
Таблица 1. Распределение заданий по основным тематическим блокам курса информатики и ИКТ
Раздел курса информатики и ИКТ, включенный в экзаменационную работу |
Количество заданий |
Представление и передача информации |
2 |
Обработка информации |
5 |
Основные устройства ИКТ |
1 |
Запись средствами ИКТ информации об объектах |
1 |
Проектирование и моделирование |
1 |
Математические инструменты, электронные таблицы |
2 |
Организация информационной среды, поиск информации |
1 |
Итого |
13 |
Экзаменационная работа проверяет наиболее важные умения, формируемые при изучении курса информатики. При выполнении любого из заданий КИМ от экзаменуемого требуется решить тематическую задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной или новой ситуации.
Таким образом, знание теоретического материала проверяется косвенно через понимание используемой терминологии, взаимосвязей основных понятий, размерностей единиц и т.д. при выполнении экзаменуемыми практических заданий по различным темам предмета.
В экзаменационной работе представлены задания базового и повышенного уровней сложности. К заданиям базового уровня относится 9 заданий, из которых 4 задания с выбором и записью номера правильного ответа и 5 заданий с кратким ответом. Это сравнительно простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных понятий, алгоритмов и умений.
К заданиям повышенного уровня относится 2 задания с выбором и записью номера правильного ответа, 1 задание с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом. Эти задания предполагают более глубокий, чем задания базового уровня, анализ условия задачи и применение знаний, немного превышающих минимальный базовый уровень усвоения предмета. В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности.
Таблица 2. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный балл |
Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу, равного 14 |
Базовый |
9 |
9 |
64 |
Повышенный |
4 |
5 |
36 |
Итого |
13 |
14 |
100 |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
За верное выполнение заданий 1–12 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа (1–6) считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным. Задание с кратким ответом (7–12) считается выполненным верно, если верно указаны требуемая цифра, последовательность цифр или последовательность букв. За верный ответ на каждое из заданий 7–12 выставляется 1 балл. Если допущена ошибка или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Задание, выполняемое на компьютере, оценивается в соответствии с критериями (2, 1 или 0 баллов).
Максимальный балл за работу – 14. Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания.
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Общий балл |
0–4 |
5–8 |
9–11 |
12–14 |
Продолжительность экзаменационной работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
После решения заданий частей 1 и 2 учащийся сдает бланк для записи ответов и переходит к решению задания части 3.
Время, отводимое на решение заданий частей 1 и 2, не ограничивается, но рекомендуемое время – 1 час 30 минут (90 минут). На выполнение задания части 3 рекомендуется отводить 1 час (60 минут).
Дополнительные материалы и оборудование
Задания частей 1 и 2 выполняются учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.
Задание части 3 выполняется учащимися на компьютере. На компьютере должна быть установлена знакомая учащимся программа для работы с электронными таблицами.
Рекомендуется проводить экзамен в двух аудиториях. В одной (обычной) аудитории учащиеся выполняют задания частей 1 и 2 на специальных бланках, после этого учащиеся сдают бланки работ и переходят в другую аудиторию (компьютерный класс) для выполнения задания части 3.
Решением задания части 3 является отдельный файл, подготовленный в электронной таблице на основе файла исходных данных, выдаваемого вместе с заданием. Учащиеся сохраняют данный файл в каталог под именем, указанным организаторами экзамена.
В Приложении приведен обобщенный план экзаменационной работы.
Обобщенный план варианта экзаменационной работы гвэ 2016 года по информатике и ИКТ
Уровни сложности задания:
Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%);
П – повышенный (40–60%)
№ |
Проверяемые элементы |
Уровень сложности задания |
Максимальный балл за выполнение задания |
1 |
Умение оценивать количественные параметры информационных объектов |
Б |
1 |
2 |
Умение определять значение логического выражения |
Б |
1 |
3 |
Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов |
Б |
1 |
4 |
Знание о файловой системе организации данных |
Б |
1 |
5 |
Умение представлять формульную зависимость в графическом виде |
П |
1 |
6 |
Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд |
П |
1 |
7 |
Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке |
Б |
1 |
8 |
Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке |
Б |
1 |
9 |
Умение анализировать информацию, представленную в виде схем |
Б |
1 |
10 |
Умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию |
Б |
1 |
11 |
Умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя |
П |
1 |
12 |
Умение использовать информационно-коммуникационные технологии |
Б |
1 |
13 |
Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных |
П |
2 |